Все новости »


О центре Ландшафтная школа
Путешествия Озеленение
Фотоотчеты Посадочный материал
Все сады мира Услуги садовника
Ландшафтная школа Услуги ландшафтного дизайнера
Курсы ландшафтного дизайнера
 
107014, Москва, Егерская д.1, стр 1
+7 (925) 868-07-31
E-mail: gertrudaarbat@gmail.com












GARDENER.ru

Chaumont-sur-Loire 2010

№1 Перевоплощение душ №2 Почести для «Леди Дэй» №3 Моя Земля, матерь №4 Признаки жизни №4* Лабиринт Памяти №5 «Сад-нос» №6 Квадрат из простых трав №7 Сад пустоши №8 Мечтания на природе №9 Мечта Пантагрюэля №10 Диван в саду №11 Philocephalus Hortus №12 Сенсорная садотерапия №13 Дерево молений №14 Коснись меня №15 Купидону на это наплевать №16 Хороший чай, хорошие манеры №17 Десять футов под землей №18 Сад, который поет №19 Волосы ангелов №19* Рука в руке №20 Гадкий маленький сад №21 Калигр-ама №22 От корней тела к пузырю души №23 «Иглулик ультима» №24 Ладонь
№1 Перевоплощение душ

Загадочный и легкий, фантастический и радостный, этот сад вызывает души умерших и использует идею перевоплощения. Присутствие птиц приносит успокоение его посетителям.

Происхождение сада

«В конце 70-х годов я каждый день приходил к своим дедушке и бабушке, которые жили на соседней со мной улице - на улице в Дьеппе. Они жили в квартире на втором или третьем этаже — я уже не помню. Я часто видел, как моя бабушка кормит птиц на подоконнике кухонного окна. Компания самых разных птиц привыкла к этому, и они каждый день прилетали выпрашивать свое пропитание. Там бок о бок кормились голуби, воробьи, и, конечно, чайки – птица с городского герба, чьи крики были звуковым фоном жизни Дьеппа. Вероятно, всегда прилетали одни и те же птицы, и моя бабушка говорила с ними. Она с ними беседовала.

Однажды она объяснила мне, что на самом деле это были не просто птицы — это были перевоплощения душ членов ее (а, значит, и моей) семьи, которых она хорошо знала и которые умерли, недавно или давно. Конечно, их внешний вид немного изменился, но она могла их узнавать, потому что их главные манеры поведения остались прежними. Так тетя Леонтина осталась такой же прижимистой и неуживчивой, дядя Марсель — скупым, дядя Фернан — щедрым и музыкальным, тетя Алиса — основательной и веселой, Марианна — такой же обжорой и т.д. Она узнавала умерших людей, которые приходили к ней в гости. Она делала им маленькие подношения, и у птиц были свои имена. Перевоплощение душ в Дьеппе. Видимо, в моей семье души переселяются в птиц».

Филипп Кайо

№2 Почести для «Леди Дэй»

Замысел этого сада появился после фестиваля этого года, тема которого звучала как «Душа и тело», связав его с одноименной джазовой песней, которую замечательно исполнила певица Билли Холидей. Этот сад — дань уважения певице, чья жизнь была отмечена трагической любовью и страстью к героину.

Билли Холидей (1915-1959) получила свое знаменитое прозвище «Леди Дэй» от Лестера Янга, вместе с которым она начала свою карьеру в 1936 году. Несмотря на то, что у нее не было музыкального образования, ее уникальная дикция и неподражаемое исполнение, полное острого трагизма, сделали Билли Холидей легендарной джазовой певицей. В своей автобиографии Билли объясняет: спеть "Мужчина, которого я люблю" или "Душа и тело" не более чем сесть и поесть утку под карамельным соусом, а я люблю утку под карамельным соусом, я жила такими песнями, как эти».

«Почести для «Леди Дэй» — это гибрид сада и джазового салона. Сцена состоит из лужайки маков пастельных цветов, на которой стоят только фортепиано с черным лакированным струнодержателем и микрофон. Вся лужайка огорожена большим черным занавесом, который образует темный футляр вокруг сада в светлых тонах, темную скорлупу, которая защищает нежное сердце.

Посетитель, приглашенный укрыться в прохладной тени входного павильона, усаживается на один из удобных диванов в стиле «честерфильд». Павильон тянется по всей ширине сада и образует широкое окно, перед которым разворачивается цветущая лужайка. Атмосфера павильона напоминает атмосферу джазового салона, темного, расслабленного, задушевного, наводящего на мысль об отдыхе и размышлении. Приподнятый пол павильона в то же время предполагает особую площадку для наблюдения лужайки, как, например, в японском саду «Дзен». От фортепиано через лужайку передается атмосфера «Души и тела». Леди Дэй присутствует здесь, наполняя сад своей упоительной музыкой, личной и прямой связью между артистом и слушателями.

Лужайка состоит по большей части из маков, но на ней присутствуют и однолетние растения тех же тонов, которые обеспечивают непрерывность цветения на все время фестиваля, с конца апреля до октября. Лужайка — единственный элемент сада, выполненный в цвете светло-розового и белого, в глубоком контрасте с ансамблем сада, воплощенном в черном цвете. Сочетания тени и света, меланхолической музыки и бледных цветов, в оправе черного дерева, производят необычный образ, создавая интенсивный и романтичный опыт для посетителя. Создание таких романтических и смешанных опытов — универсальная тема в работах ландшафтных специалистов из бюро «Строотман».

№3 Моя Земля, матерь

Каждый из нас рождается со следами нашего пребывания в материнском лоне. Мы сохраняем отпечаток этого мира внутри лона, даже не осознавая этого. Большинство из нас утратили это воспоминание. Заново обрести эту облеченную в плоть связь с Землей, вернуться в воображаемое лоно - вот, что предлагает этот сад.

Сад принимает вас для нового вызревания, приглашает нас ступать медленно, отдаться этому загадочному круговороту — путь ведет вас от неровного к гладкому, от бурного к умиротворенному, от едкого к сладкому, от враждебного к приветливому, от сурового к нежному, от темного к светлому. После этого момента благодати, вернуться умиротворенным в возбужденный мир с несколькими зернами, с несколькими листьями, с несколькими песчинками, видимыми и осязаемыми свидетельствами нашего всеобщего родства с Землей... Двери закрываются за вами, но вы уносите с собой это лучистое воспоминание...


№4 Признаки жизни

Связь, существующая между душой и телом, отражает сокровенный смысл космической жизни. Тело зачастую считают жесткой оправой, предназначенной для того, чтобы защитить душу или чувственное сознание, которое составляет жизненную силу. В человеческом теле соединение этих составляющих постоянно и в пространстве, и во времени. Ощущения приходят в наш дух и в наше сознание через физические и химические стимуляции.

Растения тоже богаты двойственными ценностями. Их жизненная сила, их жизненный сок обращается через механизмы фиторегуляции, определяя и вызывая испускание почек и цветов, но определяя также и окончание жизненных циклов.

Цвета, свет, звук, осязание — все эти элементы возникают из сада, которому не нужно ничего, кроме солнечной энергии и питания из воздуха (дождь и углекислый газ) и из почвы (питательные элементы и водные растворы. В инсталляции на первый план выходят осязание. Пробуждаются также вкус и обоняние: первый — выбором растений, а второй — очень ароматными цветущими массами.

№4* Лабиринт Памяти

В богатом архиве, посвященном парку, исследователи обнаружили несколько документов (в основном текстов), свидетельствующих о том, что на участке, близком к замку, недалеко от ложбины туманов, располагался лабиринт. Среди бумаг находился плохо сохранившийся отдельный листок, который они сочли планом лабиринта: эллиптическая схема, похожая на геометризированный мозг, изображенный разными цветами. На полях были записаны такие пояснения:

СОН – ЗАБЫТИЕ /НОЧЬ / ТЕМНО-СИНИЙ
ЭМОЦИИ – СТРАСТИ / СЕРДЦЕ / КРОВЬ/ КРАСНЫЙ
НАБЛЮДЕНИЕ – ОПЫТ – РАССУДОК/ ПРИРОДА/ ЗЕЛЕНЫЙ
ИНТУИЦИЯ – ЗОЛОТО /ЖЕЛТЫЙ
ВООБРАЖЕНИЕ – ТВОРЧЕСТВО – НЕБО /ГОЛУБОЙ

Может быть, речь шла о символичном плане психики? Это предположение было подтверждено прочтением почти совсем стершегося заголовка, написанного по-латыни (вверху листка) красивыми заглавными буквами: ЛАБИРИНТ ПАМЯТИ

В той же рукописи были расшифрованы другие загадочные надписи на латыни:
ОБРЫВАЮЩАЯСЯ ДОРОГА
ИСТИНА В ВИНЕ
ВИНОГРАДНИК ДЕРЕВО ЖИЗНИ

Латинская надпись позволила ученым датировать рукопись XVI веком, но они терялись в догадках относительно значения этих пояснений, поскольку лабиринт один из старейших и самых универсальных архетипов человеческой мысли. Переплетение этих дорожек, не имеющих выхода (Via Rupta), можно обнаружить в таких удаленных во времени культурах, как культура Кельтов (лабиринты Ирландии или Галиции), у жителей Крита (Дворец царя Миноса), у греков (мифы о Дедале и Тесее), у египтян (египетский лабиринт, описанный Геродотом), у этрусков, у римлян (пещера Кумской Сивиллы, описанная Вергилием в VI веке в песне об Энеиде), не говоря уже о лабиринтах христианских храмов. Они упоминаются как в поэтической, так и в литературной формах в известной книге персидских сказок «Тысяча и одна ночь», являющейся ни чем иным, как бесконечным путешествием по лабиринту запутанных рассказов. Лабиринт испокон веков был источником вдохновения для множества художественных и архитектурных произведений, что особенно проявилось в маньеристских и классических садах, к которыми относится данный LABORYNTHVSMEMORIAE.

Были проведены разведочные работы, усложняемые тем, что в этой зоне парка всегда разбивались сады для прогулок. И только тщательное снятие слоев земли в ходе каротажа в разных точках участка помогло археологам обнаружить следы лабиринта. Его план согласно архивным документам походил на геометризованные изгибы мозга, внутри которого гуляющий мог блуждать. В центре раскопа лагеря они открыли большой страшноватый глаз – глаз минотавра.

Дирекция владения восстановила Лабиринт-Мозг там, где он располагался первоначально. Чтобы соответствовать указаниям рукописи (IN VINO VERITAS и VITIS VITAE ARBOR), было решено посадить в том месте виноград и обозначить разными цветами соответствующие зоны этой поэтичной метафоры души.

№5 «Сад-нос», витание в ароматах

В саду «Жардин Не» («Сад-Нос») нос располагается в центре сада, он ловит ароматы и дает возможность дыхания, которое дарит жизнь. Творец ощущений, он соединяет тело с душой.

Этот сад эфирномасличных, лекарственных, ароматических и промышленных растений в Мийи-ла-Форе вовлекает посетителя в поучительную обонятельную прогулку с целью научиться распознавать растения и узнать об их лекарственных и ароматических ценностях. В нем объединена палитра сухолюбивых растений средиземноморского типа.

№6 Квадрат из простых трав: алхимия от Тела до Души

Сегодня, как в XII веке, мы снова увлечены травами и ароматами с весьма различными достоинствами. Они называются «простыми», потому что монахи, смиренные по своему призванию, обрабатывали эти квадратные делянки, засеянные лекарственными травами. Во французском языке эти травы так и называются «простые», но на самом деле выбраны они были одновременно как за целебные свойства, так и за кулинарные ароматы. Каждая делянка была приподнята над уровнем земли и отграничена.

Сегодня эта многовековая техника позволяет также преобразовывать самые ограниченные городские пространства в прелестные сады или маленькие огороды. Не надо наклоняться, чтобы сеять, обрабатывать, восстанавливать землю и т.д. Модульные мобильные блоки могут придать «Квадратам из простых трав» очень современный вид. Они становятся не только удачной находкой для городских садоводов, но также и эффективным способом обеспечить досягаемость природы и растений для всех людей.

№7 Сад пустоши

«Он толкал тележку. У обоих за спиной рюкзаки с самыми необходимыми вещами…
«Ты как?» - спросили его. Мальчик кивнул и сказал: «Все в порядке. Пошли. По выжженной земле, взбивая ногами пепел, полагаясь только друг на друга»

Кормак Маккарти, Дорога

«Это место было таким прекрасным, приятным и услаждающим, что у самого красноречия не хватило бы слов и риторических оборотов, ибо это было истинное пристанище игр и счастливых наслаждений»

Франческо Колонна «Сон Полифила»

Во все времена первой и главной функцией сада было привнесение людям благополучия души и тела. Место уединения, изъятое из враждебного, изнуряющего, нездорового или опустошенного мира, отгороженный сад дарит человеческому существу материал для восстановления сил и здоровья от своих растений, одновременно даруя ему покой и красоту, присущие размышлению и душевному отдыху. Но возникли новые угрозы, которые затрагивают само существование планеты. Например, потепление климата уже превращает в пустыню обширные пахотные земли в самых хрупких и самых неблагополучных местах земного шара.

С одной стороны сад окружает полоса безводной земли; с другой стороны — огороженное невысоким валом пространство, «запертый сад» нашего времени, защищенный от этого стремительного наступления пустыни «крепостной стеной» из коротких обрубков деревьев, врезанный в центральную часть, и наконец, ведущая от этой бесплодной земли к саду аллея. Таким образом, цель нашего сада - объединение не только двух возможных лиц наступающего мира, но еще и две различные тенденции в садоводстве, представленные шотландским художником Ианом Хэмилтоном Финлеем в одном из его афоризмов: «Некоторые сады описываются как места отдохновения, в то время как в действительности служат атакующими построениями».

№8 Мечтания на природе

Человеческая личность и личная удовлетворенность зависят от нашего взаимоотношения с окружающей средой. Потребность в природе, которую ощущает человек, связана не только с материальной эксплуатацией окружающей среды, но и с влиянием мира природы на наше эмоциональное, познавательное, эстетическое и духовное развитие.

В книге Biophilia Hypotesis утверждается существование основополагающего поиска человека, основанного на генетике и естественном стремлении присоединиться к другим живым организмам.

Отношения между человеком и естественной окружающей средой в течение прошлого века постоянно портились. Заново связать человека с его естественным миром – важная задача. Сад «МЕЧТАНИЯ НА ПРИРОДЕ» — это путешествие на природу, где происходит воссоединение с природной системой особых черт, которые представляют традиционные навыки взаимодействия между человеком и природой. Человек испытывает взаимоотношение с природой и другими созданиями, такими как насекомые и птицы, и чувствует себя как «unicuum» - единое целое с природной окружающей средой.

Современное общество придает красоте эстетическую ценность. У греков красота обозначала переживание и чувство. Именно это наш сад желает выразить и донести до посетителей. Человек может благодаря природе открыть новые переживания — разнообразие жизни есть выражение красоты. Человек находится в природе и действует в ней по принципам долговечности, которые позволяют замыслить дождевой сад с дождевой водой и цветник для произрастающих в нем цветов-первопроходцев.

Растения и природные элементы отобраны так, чтобы создать обстановку, больше всего похожую на природный ландшафт по видам и цветам, с соблюдением природного чередования растительности. В дождевом саду цель состоит в том, чтобы воссоздать типичную атмосферу влажных зон обитания. Господствующие цвета — зеленый, белый и голубой. Они напоминают воду и приносят расслабление.

№9 Мечта Пантагрюэля

Кто-то может думать, что душа выражается в мечтах. В действительности, с помощью них она общается с телом и возрождает смыслы, так же как тело через смыслы строит в душе впечатления и переживания. В этой мечте вновь появляются вкусы, цвета, настроения накрытого стола, праздничные убранства, жизнерадостные перемены блюд, обряд «совместного бытия», сопровождающийся яствами и вином...

Душа, разумеется, следует за телом, и то, что сегодня есть пища телесная, есть цветок в мечте; застолье откладывается, скатерть улетучивается, как облако, и целая сцена развертывается в комнате, которая сразу за дверью становится ландшафтом, волшебным местом.

№10 Диван в саду

«Диван в саду» рассматривает сад как лечебное средство для борьбы с депрессией и расстройством — бедствиями нашей эпохи и наших стран. Тонкий намек на мир психотерапии, отвлечение от кабинета терапевта. На входе посетителя приветствует маленькая позолоченная гравированная металлическая табличка - неотъемлемый элемент лечебных заведений. В центре сада диван, на котором можно растянуться, чтобы рассказать о своих неприятностях. За диваном — ничего, ни человека в костюме, ни блокнота. Вместо них поместили дерево, молчаливое и доброжелательное.

№11 Philocephalus Hortus

Путь приобщения, лабиринт цветов, игра тени и света… Этот сад опирается на смыслы, чтобы зарифмовать переживание и восприятие с пониманием. Своей корой и своими корнями, своими цветами и своими плодами, своими эссенциями и своими молекулами, растение возвращает нас к биологическому началу, наполняет наше пространство ароматами

№12 Сенсорная садотерапия

Путешествие через четыре сада благополучия - «сад – сауна», «сад – огород», «сад – массаж», «сад – благоухание» — подарит опыт, наполненный различными оттенками чувств, предназначенный для восстановления равновесия души и тела. Ароматические растения, тонкие благоухания, эликсиры и эфирные масла, чувственные структуры. Этот сад хочет привлечь внимание посетителей к целебным свойствам растений и к их успокаивающему воздействию.

№13 Дерево молений

В этом саду есть место, в котором можно найти убежище от своих страданий, своих болей, убежище для своих надежд или своих тайн. Он позволяет встретить часть себя самих ритуальным действием, которое приносит избавление или облегчение. Сад вобрал в себя обряды и священнодействия, которые можно объединить словами «дерево молений».

Такие деревья есть в многочисленных культурах, у них есть способность поглощать зло и дарить надежду: в Азии вишневое дерево принимает пожелания успеха и здоровья, счастья и благополучия для близких родственников, в шаманизме дерево доводит просьбы до духов. В Европе в старину прикрепляли лоскут ткани, символ больного органа, к «дереву с гвоздями» (или «с лоскутами») для выздоровления.

На входе в сад посетители смогут выбрать ленту ткани, цвет которой представляет либо тело, либо душу. Во внутренней части они найдут конструкцию из бамбуковых жердей, к которой привязаны «моления» людей, приходивших раньше. В свою очередь, они смогут прикрепить свой лоскут ткани и загадать желание. Пространство для совершения ритуала отделено от остальной части ландшафта живой изгородью. В подборке растений на первом месте стоят листва с оттенками зеленых цветов и прозрачность структур. На бамбуковой конструкции постепенно приживутся вьющиеся растения, и дерево оживет.

№14 Коснись меня

Во вселенной «заботы» есть обычно две «партии» и две «стороны» — те, о ком заботятся, и те, кто заботится.

Этот сад — образ взаимоотношений: два пространства располагаются рядом, всматриваются друг в друга и общаются. Для того чтобы состоялась встреча, должны быть предел, граница, стык, который позволил бы обмену существовать. В нем собраны информация, открытия, богатства растений. Они представлены в разных формах: высушенные, измельченные, в настоях, пленники гербариев...

Обстановка, доступная с обеих сторон, через которую можно пройти, составляет эту непроизвольную связь, которая существует по всей границе. Настоящая чувственная поверхность заставляет иногда касаться, но также и видеть, и наблюдать, или еще слушать, может быть, пробовать на вкус, а иногда и просто чувствовать всем телом. Таким образом, происходит обращение ко всем чувствам.

№15 Купидону на это наплевать

ММы со смущением объясняем детям, что их находят в розах или в капусте, в зависимости от того, девочки это или мальчики. Именно в саду они постигают тайны жизни. Они наблюдают там за растениями и насекомыми и быстро обнаруживают разгадку тайны.

Вырастая, они обнаруживают, что истины следуют одна за другой, что они, таким образом, дополняют одна другую и строят наши внутренние убеждения. Иногда посреди наших тождеств является интуиция, и этого достаточно, чтобы поставить под сомнение нашу концепцию Мира.

В этих условиях меняется даже наше восприятие Пространства и Времени. В поисках иных истин мы бросаемся душой и телом в приключение с новым вкусом во рту, опьяненные навязчивой грезой... Жажда познания открывает нам новые горизонты.

№16 Хороший чай, хорошие манеры

Этот сад приглашает нас к английскому вечернему чаю!

Наденьте свои выходные костюмы и не забудьте свои хорошие манеры. Соблюдайте традиционный этикет — никогда не пейте чай, прихлебывая, никогда не прерывайте гостя, ждите, пока вам предложат чай, прежде чем взять его.

Англия и чай созданы друг для друга. Представьте себе чайный салон на старинный лад, вышитые маленькие скатерти, фарфоровые приборы с цветочным рисунком и маленькие песочные пирожные. Много тысяч лет человек использовал чай и отвары за их способность восстанавливать тело, душу и дух. «Хороший чай, хорошие манеры» - ведет вас к открытию традиционных способов использования местных растений для отваров и возможностей включения этих растений в каждодневное использование.

В 4 часа вечера, по выходным, в саду подают чай. Посетителей приглашают также попробовать отвар, изготовленный только из тех растений, которые растут вокруг них

№17 Десять футов под землей

Рыть землю, погружать, закапывать, погребать тело, чтобы коснуться души. Торжественный спуск к центру сада, темный коридор, внезапный доступ к свету, в непосредственной связи с небом.

Вместо того чтобы топтаться по саду, в него проникают полностью, чтобы глаза оказались на уровне земли. Сад распускается над нашими головами, густой и энергичный, в него нельзя войти, он переливается через край, переполняется растениями. Однако когда приходишь, чтобы свернуться в клубок, он полностью дематериализуется, чтобы оставить вас наедине с самими собой.

«Пузырь», в котором находишься в симбиозе с садом, - место наблюдения за микромиром. Изменив точку зрения, вы делаете растение необыкновенным объектом созерцания. В этом наблюдательном пункте склоняешься, доискиваешься, прикасаешься, позволяешь полностью пропитать себя волшебством места.

«Десять футов под землей» — взаимодействующая инсталляция, в которой посетитель может истолковывать по своему усмотрению это лобовое взаимоотношение, которое ему предлагается.

№18 Сад, который поет

«Слушать» и «созерцать» — вот главные слова этого сада. Большое место в нем уделено птицам, чье присутствие позволяет лечить тело человека и успокаивать его душу. Сад состоит из двух разных областей. Центральная часть состоит из амфитеатра, в котором расставлены клетки с птицами. Посетители могут слушать щебетание птиц каждого из видов, читать названия птиц и учиться узнавать их по деревянным фигурам, вырезанным на крышках.

Каждая аллея, окаймляющая центральную часть, выходит на амфитеатры, засаженные злаковыми растениями, которые предлагают возможность отвлечься и поразмышлять. Любознательные погружаются в лес многолетних растений и попадают в место тишины. Они могут подняться на вышку и посмотреть на окружающую среду с высоты. Этот момент и есть расслабление души и тела.

№19 Волосы ангелов

«Tillandsia usneoides» - «луизианский мох», растение без начала и без конца, легкое и свободное от корней, неприкосновенное в своей стеклянной банке. В своей прозрачности она показывает вам свою серебряную шевелюру. Эти сверхъестественные волосы, как волосы ангелов, появляются как продолжение души. Они плывут над неизвестной поверхностью, как вода и небо, свет и зеркало в многократных отражениях. На этой странной поверхности, садовые стулья приглашают к отдыху. Они стоят рядом с созвездием белых и красных кувшинок, которые вращаются вокруг растения - символа тайны души. Можно поверить в хоровод, который медленно остановился, время созерцания, время сада.

№19* Рука в руке

Бенджамин Мильпье - «Рука в руке, па-де-де в вашей собственной хореографии».

Этот сад предлагает вам хореографическую прогулку «рука в руке». Каждый должен выбрать себе цвет (красный или синий) и идти по цветным плиткам, не отпуская рук друг друга. Руки, кстати, можно менять, или даже держать друг друга за обе руки. Двухцветные плитки предназначены для двоих. Посетители сами решают, идти ли им по плиткам вместе или друг за другом, или почему бы и не отважиться перенести другого на руках. Выясняется, что иногда приходится ждать друг друга, наклоняться, вытягиваться. Па-де-де в руках посетителей, и им предстоит осуществить рисунок танца и быть собственными хореографами.

№20 Гадкий маленький сад Жана-Мишеля Вилена

Разработчики этого сада решили воплотить идею благотворных растений. Они предлагают нам встречу с «душой» воображаемого персонажа Господина Вилена, с французского «Гадкий», через «тело» его сада. Все-то у Гадкого господина Вилена не так. Кроме того, у него часто отвратительное настроение. У него бывают моменты ностальгии, но он любит иногда побыть шутником и поиграть словами. Его состояния души неизбежно проявляются в его саду, который восхитительно передает такие выражения, как «ты надоел моим бобам», «не суй бабку в крапиву», «не впаривай мне свой салат», «это не твое горе луковое». Поучительный и привлекательный для разнообразных посетителей, сад открыто демонстрирует, что все то, что может показаться плохим, грязным, или вонючим, как, например, торфяные удобрения, кучи навоза или битая черепица, могут быть идеальной опорой и почвой для растений.

Гадкий господин Вилен добровольно пожелал выращивать гадкие растения наших садов, чтобы вернуть им душу. Он направляет по подпоркам свои повои (вьюнок). Он собирает сорные травы, ставит импровизированную скамью в колючих кустах своего сада.

Тело человека переваривает, это естественный процесс. «Тело» сада воспроизводит тот же цикл. Если Гадкий господин Вилен садовник для «тела» своего сада, то это делается им для того, чтобы подарить ему «душу». Этот сад предлагает прогулку, которая даст возможность прожить «душой и телом», вплетет юмор, поддразнивание и переменчивые настроения Гадкого господина Вилена.

Гадкий господин Вилен провел отбор несерьезных и пахучих растений, которые колются, царапаются, которые пристают к нашему телу и раскрывают саду душу.

№21 Калигр-ама (Поэма Души)

В Японии бумага позволяет переписываться с богами либо на маленьких сложенных листках бумаги, прикрепленных к деревьям, либо во время церемоний, когда синтоистский священник благословляет верующих бумажной ветвью. По-японски «Ками» означает одновременно «бумага» и «бог». Исходя из этого соотношения между телом и духом, пара франко-японских художников и два работающих с ними архитектора представили сад, аллеи которого образовывают идеограмму души — «Тамаси».

В саду предлагаются бумажные работы, созданные из коры шелковицы. Были выбраны только растения, которые используются для изготовления бумаги (бамбук, пенька, злаковые, тополь, папирус). Отсутствие цветов способствует усилению эффекта вибрации, порождаемого листами и их оттенками. Ясность, успокоение, причастность к природе — духовные лекарства для души. В противоположность гербариям, которые рассматривают извне, в этом саду растительность защищает посетителя от мира и способствует особому подходу к бумаге. Как в саду «дзен», гравийная аллея символизирует реку, которая проходит в резонансе с жизнью. Три скамьи, установленные в центре сада и по периметру аллеи, побуждают посетителей к перерыву для созерцания.

Мики Накамура использует луб дерева, часть между зеленой корой и сердцевиной, это и есть сеть каналов для сока, живая часть дерева, которая дает ему расти. Работа художника демонстрирует эту сеть, которая становится структурной тканью ее произведений.

Тории, буквально «там, где птицы» — это традиционный японский портал, функция которого состоит в символическом разделении физического и духовного мира. Художник поместил приношение у подножия «тории» как символа души, которая ускользает из тела. Ава — пузырьки, представленные в современном «бамбуке» (трубки из акриловой смолы), инсталляции из пузырьков напоминают о важности кислорода, который выделяется растениями. Цветы — единственные цветы в саду. Напоминание о хрупкости и изменчивости.

№22 От корней тела к пузырю души

«Итак, мы — возделыватели пространства! Итак, вы — землемеры облаков! Все на поиски корней неба!»

Этот сад приглашает посетителя поднять лицо к небу, чтобы оценить бодрящий свет и насытиться его необъятностью. Входя под укрытие, он получит опыт тела. Он оценит свою весомость, свое укоренение и будет свободно бродить посреди ивовых стволов, которые показываются из плотной массы Земли, тянутся к Небу, и наконец, сгибаются в безудержном влечении к почве. Вьющиеся растения начинают восхождение к небу.

№23 «Иглулик ультима»

Фантасмагорические места, где наша связь с миром переворачивается вверх дном, полярные районы и их коренные жители должны столкнуться с угрозой крупного климатического потрясения. «Иглуликультима» — это онтологическая метафора, где становления «женщина, мужчина и шаман» воплощаются в саду через опыт смыслов.

У ИСТОКОВ МИРА, ПОЛЯРНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ: (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС, ДУХОВНЫЙ КРИЗИС...)

У эскимосов есть связь с миром, которая отправляет нас к нашим собственным парадоксам наших западных способов бытия. Открывая возможное окно в будущее, ландшафт Гренландии, которая носит это имя «зеленой земли» еще со времен походов викингов, сильно изменится в будущие десятилетия. Действительно, над полярными регионами, привлекающие самых честолюбивых исследователей, навис Дамоклов меч крупного изменения климата, многочисленные причины которого лежат в западной цивилизации глобальное потепление (парниковые газы и таяние полярных шапок) исчезновение видов и разрывы пищевых цепей (киты), колонизация в геостратегических целях (значительные запасы углеводородов) и т. д... Сегодняшний научный мир единогласно признает полярные регионы самыми лучшими индикаторами климатических нарушений в планетарном масштабе, и все же удаленные и очень малонаселенные они занимают место среди наиболее загрязненных регионов земного шара, поскольку в них встречаются многочисленные морские и атмосферные течения.

В то время как эскимосская мифология страха основывается на суровым условиях выживания во враждебной среде, но без границы между реальным миром и неуловимой реальности шаманов, в то время как наша западная экология страха и безопасности основывается на игре сил.

Медленный процесс адаптации к полярным условиям оказался нарушенным с прибытием «белых» людей (торговцев мехами, миссионеров, китобойных судов, изыскателей, и т.д.), которые сосредоточились на экономическом развитии, не беря на себя ответственность за последствия этого. Экономическая зависимость, алкоголь, наркотики, политические конфликты, появление заразных болезней, экологические проблемы, расизм, и наконец, интеграция нации Канады, США, Квебека и России повлекла за собой многочисленные перемещения, особенно американских индейцев приполярных областей. Несмотря на историю, полную трудностей, полярные народы сохранили устную традицию, шаманство и привязанность к своей территории. Именно эту тонкую связь намеревается исследовать сад через опыт смыслов.

«Иглулик» означает «там, где есть жилища». Войдите в сад не спеша, выйдете на солнечную поляну, последите тайком за посетителями через бамбуковые подзорные трубы, почувствуйте свежесть лесных растений вокруг, послушайте насекомых, собирающих нектар, и поющих птиц, плеск голубых раков и т.д. Понаблюдайте за стеканием дождевых капель, за прогулками мечтательных гуляющих... и это пространство станет садом.

№24 Ладонь

В этом саду кажется, что время приостановило свой бег, пол застыл. Элементы, застывшие на наклонной поверхности, предлагают материальному ТЕЛУ расслабиться.

Рейтинг@Mail.ru