Все новости »


О центре Ландшафтная школа
Путешествия Озеленение
Фотоотчеты Посадочный материал
Все сады мира Услуги садовника
Ландшафтная школа Услуги ландшафтного дизайнера
Курсы ландшафтного дизайнера
 
107014, Москва, Егерская д.1, стр 1
+7 (925) 868-07-31
E-mail: gertrudaarbat@gmail.com












GARDENER.ru

Игра без правил
Игра без правил

«Как известно, правила созданы для того, чтобы их нарушать. Великий Бах знал все правила, но нарушал их всякий раз, когда ему это было нужно, вот почему это делает его музыку такой неожиданной, очаровывающей спустя два с половиной века, после её написания».

Кристофер Ллойд

Jeremy Fransis купил поместье Cloudehill в 1992 после его полного разрушения, серии лесных пожаров, трагической смерти хозяев. Остались лишь наметки былого величия, бесценные экземпляры ряда растений, волшебный вид на австралийские горы и мягкий климат этой части штата Victoria, что позволило создать прекрасные сады и питомники.

Идея создания сада зрела постепенно. Сначала Jeremy с женой пустились в странствия по всему свету, посещали различные сады, думали, выбирали, затем проштудировали огромное количество книг. Достаточно долго они искали свой источник вдохновения – подкупало движение Arts и Crafts, великий Hidcote Manor, трогательный Sissinghurst, строгие линии и боскеты итальянских садов. В результате сердцем сада решено было оставить Maple Court с огромными японскими кленами. Имея самолюбивый характер, который является отличительной чертой австралийцев, Jeremy решил сделать сад, который войдет в лучшие учебники по Ландшафтному Дизайну наравне с Hidcote и Sissinghurst. И вслед за великими садовыми мистификаторами, такими как Лоуренс Джонстон, первым использовавшим красный цвет в огромном монохромном бордюре Hidcote лишь потому, что это было сложной, почти непосильной задачей; Вита Сэксвил-Вест с её неординарным пурпурным бордюром, Кристофер Ллойд – мастер неожиданных сочетаний, Jeremy вновь нарушил все сложившиеся стереотипы, все правила цветовой гармонии и получил отменный результат.

Сад размером всего в два гектара, разделен на 20 садов-комнат, но доминантой, пленяющей и отталкивающей одновременно, является горячий бордюр - «Великий красный бордюр», как его называл сам Jeremy. Мне очень импонирует идея проходного длинного «горячего бордюра». Двойной бордюр, полный экзотических растений, разбивает скромная гравийная дорожка, не кажущаяся натянутой как по струнке, так как мягкие линии растений делают её более плавной и привлекательной. Итак, вы словно плывете по «огненному морю», справа и слева вас окружают знакомые «незнакомцы».

Ассортимент растений для классического горячего бордюра давно устоялся, но Jeremy нашел такие интересные цветовые сочетания, неожиданные композиции архитектурных растений, что все играет и искрится по-новому. Прежде всего – задний план бордюра – это не традиционная кирпичная стена, и даже не зеленая стена из тиса или липы. Темно-пурпурная стриженная живая изгородь из бука (Fagus sylvatica «Purpurea») использована максимально удачно. Мы можем оценить благородную листву на близком расстоянии, но если отодвинуть изгородь чуть дальше, образуется «черная дыра». Пурпурный бук дает нам намек на небольшое содержание в его окраске красного и синего цвета, каждый из которых разворачивается вовсю в бордюре. Причем синий цвет представлен не растениями, а малыми архитектурными формами, необычными извилистыми решетками, симпатическими горшками с однолетниками. Крокосмия «Lusifer» разбивает длинный бордюр и наклоняет свои изящные головки навстречу каждому посетителю, золотистые пузыреплодник «Dart’s Gold» и спирея «Gold Mound» аккуратно поддерживают неструктурные растения и являются отличительным аккомпанементом к богатому, роскошному Cercis «Forest Pancy», образующему этакий сноп чудной бархатистой листвы иссиня-черного цвета. На фоне Cercis просто «горят» георгины «Bishop of Llandaff», имеющие почти черную листву и простые соцветия – главное цвет, главное - их должно быть много. Тут же высится мискантус «Gracillimus» образующий дымчатый эффект, и уступает дорогу различным каннам: от полосатых красно-коричневых листьев «Tropicana», до темно-желтых листьев «Durban», сверкающих своими оранжевыми цветами.

Этот бордюр был настоящим экспериментом, что является одним из основных удовольствий увлеченного садовода. Желтые окраски присутствуют также в тысячелистнике «Coronation Gold», в видовых лилейниках, гелениуме «Judy Scen» и Phormium «Anna Red», что в народе зовется «новозеландским льном». Оранжевые всплески дают канны и непревзойденная по своей грации роза Мойези «Geranum», что цветет простыми красивыми цветами в июне, а затем до конца сезона стоит увешенная, будто новогодняя елка плодами-бутылочками красно-оранжевого цвета. В поддержку темной живой изгороди из бука выступает кружевная гейхера «Plum Puding» и очень простое, но очень эффективное растение - вербейник реснитчатый «Firecraсker», имеющий пурпурную листву в первой половине лета и симпатичные желтые соцветия. Огромный черный «костер» Phormium purpureum притягивает взгляд к себе и на его фоне, словно фиолетовые мотыльки, летают соцветия будлейи «Blac Knight». Словом, контраст во всем: в форме растений, их окраске, текстуре, - образуется этакий цветовой шок. В этой связи полезно вспомнить мудрое изречение Гертруды Джекилл: «Контраст интересен не сам по себе, а как средство усиления выразительности гармонии».

Оценивая «Великий красный бордюр», понимаешь – удалось, несмотря на боязнь красного цвета, несмотря на присутствие множества лишних (неудачных), если следовать классическим канонам цветов, несмотря, а может быть благодаря мастерскому соединению от 60 до 80 видов, а включая сорта – 400 различных растений. «Безумству храбрых поем мы песню». И это только середина истории, а начало - в регулярном водном саду по образу и подобию сада Эдвина Лютиенса.

Водный сад – начало висты, которая проходит затем в горячий бордюр и, следуя методу постепенного контраста, продолжается в пастельно-сером бордюре, являющимся антагонистом красного. Заканчивается виста садовым домиком, где стоит прелестная скамья, выкрашенная в синий цвет. В сером бордюре преобладают злаки, растения пастельных окрасок и нежных текстур, как например герань «Kasmir White» или гаура «Siskiyou Pink». Несомненной звездой является «странное» растение Dierama pulcherrimme «Album», похожее одновременно на ковыль гигантский и крокосмию, высотой 1,8 метра, имеющее стебли, изогнутые в виде арки и украшенные белыми маленькими колокольчиками. Под стать травам серебристая груша иволистная «Pendula» и полынь Людовика «Valery Finness». Так же в бордюр входят невысокие агапантус, огромные листья чистеца «Cotton Boll», вершины перовскии и сугробы сантолины.

Pennisetum villosum, очиток «Autum Joy» составляют среднюю часть бордюра. Основу упрямо держит барбарис «Rosy Glouw» - растение-хамелеон, умеющее подстраиваться под общий фон. В данном случае мы просто не замечаем его пурпурной сути, а видим лишь приятные розовые пятнышки. Устав от созерцания, можно провести вечер в зеленом театре, где летом устраиваются музыкальные вечера, или побродить по огромной луговине, населенной местными растениями, а весной украшенной Galantus nivalis, Narcissus psevdonarcissis, Frutillaria meleagris. Или заглянуть в аллею роз, выбрать полюбившийся сорт древовидного пиона в питомнике, осмотреть коллекцию магнолий, оценить скульптуры и, наконец, посетить книжный магазин и ресторан Чаттерлей, названный в честь героини скандального романа Дэвида Герберта Лоуренса, долгие годы запрещенного в Англии. Посетить этот прекрасный сад можно в любое время года, но особенно интересна будет середина австралийского лета, что приходится на наш декабрь-январь.
Рейтинг@Mail.ru